?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития инноваций Стабильная работа в компании — качественно, изо дня в день. Отлично! Иногда это может превратиться в рутину, и тогда мы начинаем чувствовать, как работа начинает поглощать наши силы все больше и больше — без отдачи, без вдохновения, изо дня в день.

Другая ситуация может возникнуть, когда отдельный человек или команда сталкивается с неразрешимой (на первый взгляд) задачей, вызовом сделать что-то из ряда вон. И тогда стабильная среда взрывается непонятно откуда взявшейся энергией и энтузизамом, команда начинает, не замечая времени, работать в едином потоке.

Этот процесс Линда Граттон называет точкой кипения (hot spot).

Точка кипения — состояние-процесс, в котором люди на волне энтузиазма проявляют свои лучшие стороны, творят, достигают выдающихся результатов, создают инновации, меняют привычный ход вещей. Я уверен, каждый их нас хоть раз бывал в точке кипения. (Если вы ни разу не бывали в точке кипения — повод задуматься о том, тем ли делом вы заняты. ;-)

В здоровых компаниях точки кипения возникают периодически и существуют достаточно долго, чтобы решить задачи, вызвавшие их появление. Затем энергия точки кипения спадает и работа возвращается в стабильное состояние. Стабильность сама по себе хороша и важна для нормальной работы компании, только если не приводит к застою и противодействию закипанию. С другой стороны, в условиях стабильности практически невозможны выход за пределы и инновации — это противоречит самой сути стабильности. Точка кипения — единственная возможность создать прорыв.

Линда Граттон всесторонне рассматриват процесс возникновения точек кипения, условия их поддержания, а также создание среды в компании, повышающей вероятность их возникновения.

Точку кипения невозможно создать по приказу. Ее появление — всегда спонтанный процесс, однако есть необходимые (но не достаточные) условия, которые повышают вероятность того, что она образуется и просуществует достаточное время. Таких условий четыре:

  • готовность к сотрудничеству — люди в команде должны быть нацелены на сотрудничество, быть готовыми к взаимодействию, обладать необходимыми навыками общения;
  • стирание границ — точки кипения часто возникают на стыке чего-нибудь — отраслей, географических регионов, компаний и т.п. Необходимо умение выходить за границы, видеть дальше, чем все привыкли, быть готовым принять опыт из других областей знания, быть открытым;
  • зажигательная цель — то, что инициирует точку кипения — как ключ зажигания;
  • результативный потенциал — люди в команде должны обладать достаточными знаниями, навыками, опытом, способностями, чтобы решить задачу и достичь зажегшей их цели, иначе точка кипения, появившись, быстро сойдет на нет, когда команда столкнется со своей неспособностью хоть сколько-нибудь продвинуться в решении задачи.

Компании могут сознательно создавать и развивать культуру, благоприятную для точек кипения — открытую демократическую среду, способствующую обмену знаниями, опытом, в которой поощряется сотрудничество и наказывается жесткая внутренняя конкуренция. (Подробнее о демократических компаниях рассказано в предыдущей книге Линды Граттон «Деморкатическое предприятие».)

В книге рассмотрены примеры компаний, в которых точки кипения возникают постоянно, например, Linux. Пример Linux вообще очень интересен. В случае, когда люди работают не за деньги, часто бывает, что они делают свое дело именно ради того, чтобы быть в точке кипения, потому что такая работа сама по себе приносит огромное удовольствие.

Точки кипения также связаны с мотивацией (и в частности с внутренней мотивацией). Как правило, люди, участвующие в точке кипения, обладают недюжей мотивацией. В то же время, если мотивация — ваша и ваших коллег — не на высоте, вы вряд ли сможете «зажигать», да и не захотите.

Поработав в точке кипения, очень не хочется возвращаться в обычный режим — это как наркотик. Это классно! Это захватывает.

Однажды мне довелось поработать в ТАКОЙ ТОЧКЕ КИПЕНИЯ, которая НАСТОЛЬКО КАПИТАЛЬНО ВЫПАРИЛА меня из болотной среды, что я уволился из компании, где работал, решив впредь работать только в точках кипения. Об этой истории у меня есть отдельный рассказ, кусочек которого я процитирую здесь.

«Уже минут двадцать сижу и пытаюсь придумать, с чего начать. Не выходит. Попробую так...

Все зависит от нашего личного отношения к себе и миру. Меняется отношение — меняется мир. Сложно представить, как могло получиться, что я оказался в этом проекте. Думаю, дело именно в отношении. Я искал WOW! проект — и я его получил... Это было настолько круто, что с трудом удается обеими руками удерживать крышу — срывает :).

Это так здорово, погрузиться в действие, отрешенно, но в то же время контролируя себя. Глядя друг на друга в команде, делать все, на что ты способен. Выложиться по полной. И еще раз. И еще...».

Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники, коллеги, вы сами были настолько же без ума от своей работы, имеет смысл прочитать книгу. Рекомендую ее всем, кого не удовлетворяет статус кво, и кто готов что-то сделать, чтобы его нарушить.

Достоинства: всесторонне рассмотренна тема точек кипения; много практических примеров (фактически, книга написана по результатам практических исследований); вдохновляющий эффект.
Недостатки: очепятки.

Линда Граттон «Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития инноваций», 2009, BestBusinessBooks, ISBN 978-5-91171-014-9.

P.S. Большое спасибо за книгу издательству BestBusinessBooks и лично Маргарите Адаевой-Датской!

Метки

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner