?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого Эта книга открыла меня самому себе с новой стороны :). Где-то треть своего рабочего времени я потратил на CWBs — Contrproductive Work Behaviors — контрпродуктивную деятельность. Видам такой деятельности, ее причинам, а также возможным вариантам ее предотвращения и посвящена книга «Темная сторона поведения на работе».

Уверен, и вы, уважаемые читатели, тоже занимались CWBs ;-) С точки зрения авторов книги к контрпродуктивной относится любая деятельность, не только не приносящая прибыль компании в краткосрочной или долгосрочной перспективе, но и зачастую наносящая ущерб. Вы наверняка звонили с рабочего телефона по личным вопросам, или утаскивали канцелярские принадлежности с работы домой, или сидели в Интернете в разгар рабочего дня, или опаздывали на работу, или уходили раньше, обедали вместо положенного часа целых два или три часа (мое любимое занятие на последнем месте работы :), использовали служебную машину, чтобы отвезти старый диван на дачу, не прикладывали должных усилий, чтобы сделать работу хорошо (или просто ничего не делали) — все это CWBs. Хотя бы раз каждый из нас делал это.

Это, конечно, цветочки, по сравнению с более серьезными проявлениями CWBs — воровством, агрессией по отношению к коллегам (Игорь, прости, что я тогда послал тебя на х… Но ты сам напросился ;-) и клиентам, порчей оборудования, забастовками, передачей секретных данных конкурентам, доносами на компанию или отдельных сотрудников в государственные органы или прессу.

Авторы иногда перегибают палку в желании определить контрпродуктивную деятельность. Конечно, это мой личный взгляд (CWB-рецидивиста :), но, например, я не вижу ничего плохого в том, чтобы задержаться на обеде (прихватив с собой всю команду), если от этого не зависит чужая работа. Пообедать без спешки — всегда лучше, чем торопиться. И вообще, в таких вещах, как мне кажется, лучше всего руководствоваться здравым смыслом. К сожалению, как отмечают авторы, здравый смысл у каждого может быть свой собственный (а у некоторых личностей он может быть совсем даже не здравым, а с психическими отклонениями).

В книге очень подробно (авторы, похоже, профессора психологии, судя по дотошности, повторениям и некоторой наивности) рассмотрены различные аспекты темной стороны поведения на работе. Главный вопрос, который интересует авторов — что нужно сделать, чтобы предотвратить негативное поведение.

Можно поставить кучу камер наблюдения и жесткую охрану, чтобы не воровали. Украсть будет сложнее, но кому надо, все равно украдет, а всем остальным придется испытывать большие неудобства. Вы летали в самолетах последнее время? Это же задница какая-то, когда нужно снять обувь, а потом вылавливать ее из сканирующей машины где-то метров через десять вперед по проходу. Особенно сильно это смотрится в «отстойнике» какого-нибудь большого аэропорта — очереди людей с ботинками в руках. И сотрудники, которых на выходе с работы обыскивает охрана, тоже не будут рады. Воровать, возможно, станут меньше, но и лояльность тоже упадет, а вместе с ней и эффективность работы.

Любые другие запретительные меры работают не лучше. Помню, когда на моем последнем месте работы (после какой-то крупной кражи) ввели усиленную охрану и пропускной режим, мне сразу захотелось послать эту работу подальше, потому что раз охрана — значит, мне не доверяют.

Конечно, не все сотрудники сразу же ринутся увольняться или крушить компьютеры, как только произойдет что-то негативное, но осадочек останется. И он будет копиться с каждым «плохим» событием. Не дали премию: +2 к недовольству. Повысили полное ничтожество, а не меня: +5. Начальник на меня накричал: +7. Да еще и не по делу: +5. И когда недовольство сотрудника достигает некоторого уровня, начинается CWB.

Если вы не смотрели фильм “Office Space” — рекомендую, там все предельно наглядно показано :).

Что же с этим можно поделать? Авторы книги после всесторонних исследований пришли к выводу: бороться с CWBs можно, но это очень дорого, поэтому самый оптимальный путь — предотвратить его, повышая лояльность сотрудников.

лазать по трубе, чтобы развлечься и оставить следы на стене В этом я с ними полностью согласен. Когда лояльность сотрудника высока, он не будет воровать, портить мебель, выцарапывая неприличные слова, лазать по трубе, чтобы развлечься и оставить следы на стене :). Напротив, он будет делать все от него зависящее, чтобы работать хорошо, и, даже, может бесплатно выполнять ту работу, которую он по контракту делать не должен. бесплатно выполнять ту работу, которую он по контракту делать не должен

Остается вопрос, как повысить лояльность сотрудников? Во-первых, считают авторы, нужно более тщательно подходить к отбору кандидатов при приеме на работу, чтобы не нанимать тех людей, которые плохо подходят компании, как с точки зрения навыков, так и с точки зрения корпоративной культуры. Во-вторых, компания (в лице менеджеров) должна быть максимально честной по отношению к сотрудникам, потому что, в противном случае, сотрудники очень скоро перестанут быть честными по отношению к компании. Это касается и предоставления обратной связи, и открытости важной информации, и четкого донесения необходимых ограничений (хорошо, когда они еще и не противоречат здравому смыслу).

В заключение книги авторы очень поэтично сравнивают компанию с садом — если за ним ухаживать, пропалывать, удобрять — он будет цвести и пахнуть, а если забыть и забросить — порастет сорняками, которые не дадут никакой жизни плодово-ягодным культурам (т.е. вашим замечательным сотрудникам :).

«Одна из наиболее важных рекомендаций: определить ожидания людей по поводу того, каких результатов позволяют добиться прилагаемые усилия».

Вообще, эта книга — отличное теоретическое дополнение к моей хулиганской книге о мотивации, которая, как я сейчас могу судить, сплошной пример того, как отсутствие здравого смысла убивает энтузиазм и приводит к контрпродуктивной деятельности.

И ведь люди, которые проявляют те или иные стороны CWBs, совершенно не считают себя виноватыми — это месть за говноменеджмент и плохое отношение. Помню, как, работая на одной работе, я с большим удовольствием еженедельно распечатывал на офисном принтере программку телепередач, потому что эти злые люди не хотели поднять мне зарплату, а еще брал каждый день несколько пакетиков бесплатного чая и чувствовал, что равновесие хоть немного, но восстанавливается.

Бесполезно обвинять сотрудников том, что они вредят деятельности компании. Лучше поискать причины в управлении и в людях у власти. Они (причины), наверняка, именно там.

Достоинства: всестороннее исследование темной стороны поведения, дельные советы.
Недостатки: плохой перевод, много повторений, куча ошибок — а был ли корректор?

Адриан Фернхам, Джон Тейлор «Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого», 2005, Баланс Бизнес Букс, ISBN 966-8644-48-4.
Adrian Furnham, John Taylor “The Dark Side of Behaviour at Work. Understanding and avoiding employees leaving, thieving and deceiving”, 2004, Palgrave McMillian, ISBN 1-4039-3577-7.

P.S. Менеджерам, в команде которых случается или процветает контрпродуктивная деятельность, хочу порекомендовать еще несколько книг:

P.P.S. Благодарю издательство «Баланс Бизнес Букс» за предоставленную книгу.

Очепятки
(количество, простите, какой-то писец)

Стр. 20, второе предложение в списке внизу страницы: пропущена запятая после слова «систем».
Стр. 21, третье предложение в списке вверху страницы: пропущена запятая после слова «или».
Стр. 22, 13-ая строка сверху: должно быть «… будут продолжать с ним общаться».
Стр. 25, 14-ая строка сверху: лишний дефис, должно быть «Простые…».
Стр. 25, последнее предложение пятого абзаца: не хватает запятой после «… могут быть прощены», а также после «… нестрогое предупреждение». И вообще предложение корявое :).
Стр. 35, нумерованный список из четырех пунктов: такое впечатление, что описания пунктов «Другие изнутри» и «Другие извне» перепутаны местами.
Стр. 39, последнее слово последнего пункта списка в третьем абзаце: лишний пробел, должно быть слитно: «проблем».
Стр. 46, первое предложение третьего абзаца: вы его читали и поняли, что хотели сказать? Ужасно корявое.
Стр. 78, последнее предложение первого абзаца: раза с третьего понял, что написано.
Стр. 90, третья строка второго абзаца: сокращение не в тему, должно быть либо «млрд.», либо по-хорошему «миллиардов».
Стр. 91, седьмой пункт в нумерованном списке: может быть «намеренно медленное»?
Стр. 100, две диаграммы используют разные цвета для обозначения одних и тех же величин для разных стран.
Стр. 100, третья строка сверху: какого такого еще «барометра»? Какое слово в оригинале?
Стр. 100, четвертая строка сверху: лишняя запятая после «барометра».
Стр. 100, седьмая строка сверху: почему-то «27,258 млн евро» выбивается. Может быть, из-за большого количества цифр после запятой? И еще после «млн.» должна быть точка, т.к. это сокращение.
Стр. 101, таблица 4.1: ненаглядно – отсортировать бы данные.
Стр. 102, последняя строка третьего абзаца: лишний пробел после “www.”.
Стр. 102, второй пункт в нумерованном списке внизу страницы: в оригинале, правда, так и написано?
Стр. 111, диаграмма: для сохранения порядка следует поменять местами Азию и Северную Америку.
Стр. 113, вторая строка сверху: лишний пробел после “www.”.
Стр. 114, вторая строка последнего абзаца: по смыслу вместо «голубых» должны быть «белые воротнички».
Стр. 119, последняя строка предпоследнего абзаца: звучит коряво, лучше было бы так: «…посторонний человек сам пытался установить связь…».
Стр. 120, адреса в первой и второй врезках: лишний пробел после “www.”.
Стр. 122, последнее предложение цитаты: нужна или запятая, или «и» после «…избежать поимки и наказания».
Стр. 126, шестое предложение сверху: может быть «бесприбыльном секторе» лучше перевести как «некоммерческом секторе»? Что там в оригинале?
Стр. 126, адрес во врезке: лишний пробел после “www.”.
Стр. 127, последнее предложение первого абзаца: очень нескладно.
Стр. 133, 26-ая строка снизу: предложение не в тему начинается с «Потому что…».
Стр. 135, седьмой пункт в списке внизу страницы: какой такой еще «кабель текстового процессора»? :)))
Стр. 140, 19-ая строка снизу: вы поняли, что хотели сказать? 10% от чего?
Стр. 142, последнее предложение: «благодаря верной политике и организации руководства» должно быть выделено запятыми.
Стр. 144, 16-ая строка сверху: вы точно хотели сказать именно это?
Стр. 145, 16-ая строка снизу: может быть «личности» а не «психики»?
Стр. 163, 17-ая строка снизу: должно быть “Californian”.
Стр. 167, 16-ая строка снизу: не хватает запятой после слова «избежать».
Стр. 173, 22-ая строка сверху: не хватает запятой перед «и люди…».
Стр. 178, третий пункт в нумерованном списке, третье предложение курсивом: тут все правильно?
Стр. 193, 4-ая строка снизу: не хватает «бы» между «…было» и «четко…».
Стр. 199, 15-ая строка снизу: лишний дефис в слове «честность».
Стр. 199, 11-ая строка снизу: лишнее «в» между «…труда» и «и успех…».
Стр. 209, 14-ая строка сверху: лучше сказать «…были менее уверены…».
Стр. 215, восьмая строка снизу: лишний дефис в слове «вопросов».
Стр. 233, 14-ая строка сверху: не хватает запятой перед «и как…».
Стр. 248, 20-ая строка снизу: должно быть «фактическую информацию».
Стр. 249, 13-аяс трока снизу: лучше написать «30-40 фунтов».
Стр. 250, последняя строка: «ибо» набрано не курсивом, как остальная строка.
Стр. 263, 11-ая строка сверху: не хватает запятой перед «либо».
Стр. 263, 13-ая строка сверху: не хватает запятой перед «или…».
Стр. 268, третья строка снизу: не хватает запятой после «…в таком случае».
Стр. 271, 13-ая строка сверху во врезке: не хватает точки в конце предложения.
Стр. 272, 16-ая строка снизу: не хватает запятой после «…в охране».
Стр. 273, первый подпункт второго пункта «Приемов обращения с увольняющимися сотрудниками»: не хватает точки в конце предложения.
Стр. 273, первое предложение первого подпункта четвертого пункта «Приемов обращения с увольняющимися сотрудниками»: не хватает знака переноса в слове «процессы». Там же: не хватает переноса в слове «фирму». Там же: не хватает запятой перед «или вы…».
Стр. 276, первое предложение второго абзаца: не хватает запятой после «Несмотря на то».
Стр. 277, 12-ая строка сверху: не хватает запятой перед «и верх берет…».
Стр. 277, 19-ая строка снизу: не хватает запятой перед «и хорошо ли…».
Стр. 279, 6-ая строка снизу: не хватает запятой перед «и они…».
Стр. 281, последнее предложение врезки: не хватает запятой перед «по адресу…».
Стр. 282, третье предложение второго абзаца снизу противоречит тому, что было сказано до этого в книге.
Стр. 283, последнее предложение цитаты: не понятно, на что указывает «(выделено автором)» - там ничего не выделено.
Стр. 283, 20-ая строка снизу: всего пять кандидатов? :).
Стр. 289, 11-ая строка сверху: что такое «многообщеающая» обратная связь? :)
Стр. 289, первое предложение пункта «Постановка целей»: не хватает запятой после «… от того».
Стр. 290, четвертая строка снизу: должно быть «Принцип предоставления».
Стр. 292, пункт три в списке: может быть «Людям, подвергшимся влиянию…»? Непонятно.
Стр. 293, первое предложение первого пункта в нумерованном списке: не хватает запятой перед «либо их…».
Стр. 293, третья строка снизу: тут либо запятой не хватает, либо переформулировать надо.

С издательства «БББ» бо-о-ольшая шоколадка.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
de_loewe
8 янв, 2008 21:45 (UTC)
Отлично! Большое спасибо! Не устаю Вас благодарить!

Сразу вспоминается моя первая "желтая компания" - где при приеме был тест на полиграфе....сейчас бы наверно отказался его проходить
А так же компания "Никита" - где за работниками постоянно следят и проверяют а уровень оплаты ниже чем по отрасли

А чего стоит компания ЕВРАЗ (в СФ осенью была статья про их методы работы), это же финиш! Там сотрудники обязаны доносить друг на друга если кто-то из них опоздал! Они пытаются в Европейское мышление встроить Американское понимание что единичный человек может стоять на страже корпорации :)))))) мне бл*дь смешно это писать....а они растят ЭТО как корпоративную культуру....

В общем я думаю данную книгу нужно раздавать "всем начальникам которые считают себя самыми умными" - тогда мир станет лучше

Спасибо!

volchenok
9 янв, 2008 01:25 (UTC)
:) Да, жаль цена у книжки совсем немаленькая. Я бы с радостью подарил ее всем своим знакомым говноменеджерам, но жаба душит :)

Тест на полиграфе - спорная вещь. (Далее по информации из этой книги - личного опыта у меня нет.) Если тестпроводит опытный человек, результат будет положительным, но зачастую за полиграф сажают новичков, так что все, что они смогут с его помощью узнать - что реакция человека на некоторые вопросы не такая, как на остальные :) Это не значит, что он врет или говорит правду. Короче - смысла мало :)

(Далее мои мысли :) Но сам факт, что компания делает такую проверку, говорит о том, что она не довреяет. Это может снизить мотивацию честных людей, а нечестные все равно смогут хитро всех обмануть :)

"Желтая компания", это Евросеть?

Автор книги выступает за очень тщательную проверку кандидатов, но предпочитает assessment центры.
de_loewe
9 янв, 2008 09:05 (UTC)
Да да! :) Это была Евросеть....но мне было тогда 17 , я туда шел не телефоны продавать и имел кое какую протекцию...но осадок по любому остается от таких процедур...

При этом в компании есть (для тех кто в курсе) очень четкое деление на своих и не своих.Я конечно понимаю мнение Чичваркина что в мега корпорации когда на тебя работают тысячи человек лояльность надо еще заслужить....но как было сказано выше это существенно отражалось на производительности труда

Помню был инцидент с тем что на точке внутренних продаж кто-то скачал 7 гигов порева :) его фотографию опубликовали на портале , на всех стенах повесели.....В итоге выяснили что это его "зам" используя его логин и пароль качал "теток" все это время.....Перед парнем даже не извинились...
В общем СБ - занимается(алась) тем что раздувает свой бюджет, и много болтает к сожалению.....по делу решалось крайне малов вопросов

Но кстати вопрос проверки дело спорное....и зависит от доверия "источников". Например когда я уходил из Мегафона (Осень 2006) , одни мои экс руководители все еще оставляют положительные рекомендации и отзывы....другие просто гнобят по страшному :))))))))
Объективность дело сложное :)
volchenok
10 янв, 2008 09:09 (UTC)
Да, объективность - дело сложное и маловероятное :)

7 Гигов порева - прикольно :))))) Я бы, наверно, почувствовал что-то типа гордости, если бы мое фото появилась с таким анонсом :))))))
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner