?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Токсичные» менеджеры и прочие трудные люди Эта книга будет отличным дополнением к «Темной стороне поведения на работе».

Оказывается, далеко не всегда контрпродуктивная деятельность связана исключительно с плохой мотивацией, невоспитанностью, невежественностью, особенностями воспитания или местными обычаями. Иногда все гораздо проще — вы, ваши подчиненные, коллеги и начальники могут просто иметь психические отклонения и травмы, которые и заставляют разрушать жизнь себе и окружающим.

Книга о «токсичных» менеджерах — очень объемный и всесторонний труд. Рой Лубит — автор книги и консультант с многолетним опытом работы — описал подробную классификацию различных типов «токсичности» менеджеров. К «токсичным» относятся не только законченные психи и люди с психическими отклонениями, но также и просто люди с определенными убеждениями.

  • Нарциссические (я — звезда, всем лежать бояца, чего хочу, то и делаю).
  • Неэтичные менеджеры (против правил).
  • Агрессивные менеджеры (всем делать, как я сказал, а не то… Или даже так: всех убью – один останусь, а потом и себя).
  • Ригидные (правила созданы, чтобы мешать всем работать).
  • Страдающие расстройствами психики (ой боюсь-боюсь; выпил-украл-в тюрьму).

Это лишь краткий перечень, каждый пункт которого имеет много подтипов с собственными особенностями. Классификация, как пишет автор, важна для того, чтобы успешно противостоять тем или иным «токсичным» менеджерам, потому что одно и то же воздействие на одних действует успокаивающе, а других, напротив, заводит еще пуще.

В книге не только рассказано, как вычислить «токсичного» менеджера, но и как с ним бороться. Для борьбы автор также предлагает много способов, главный из которых — эмоциональный интеллект. Если вы осознаете причину деструктивного поведения вашего сотрудника, вы можете контролировать свои эмоции (вместо того, чтобы сразу дать ему в лоб :). Кстати, есть очень хорошая книга на тему эмоционального интеллекта: «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниела Гоулмана, Ричарда Бояциса и Энни Макки.

В конце каждой главы приводится список контрольных вопросов о вашем опыте взаимодействия с тем или иным «токсичным» менеджером. Вопросы, надо заметить, заставляют задуматься, потому что среди них также есть и о вашем собственном «токсичном» поведении. Увидеть соринку в чужом глазу всегда просто (хотя, у меня лично не очень получилось классифицировать говноменеджеров, с которыми я работал), но нужно распознать и бревно в своем глазу. А оно там, конечно, есть.

Читать эту книгу, все равно, что читать медицинский справочник по болезням — сразу начинаешь понимать, что и то, и это, и вон та агрессивная черта у меня есть. Доктор, сколько мне жить осталось? Автор не возражает, что деструктивные мысли приходят многим людям. Но главное — это не быть сущим ангелом или мастером дзен, а уметь контролировать свою темную сторону.

Темная сторона есть у всех. Кому-то с ней справляться тяжелее, кому-то легче. У кого-то есть психические расстройства родом из детства. Этим людям сложнее (реально, ой как тяжело :). Но всем могут помочь специальные психологи и психиатры, к которым совершенно не зазорно обращаться. Так пишет автор.

Насчет контроля темной стороны я ничего не имею против, а только за. Но вот насчет психиатров — у меня довольно давно есть стойкое предубеждение (кстати, в некоторых случаях, пишет автор, это четкий признак психических отклонений :). У меня не было лечебного психиатрического опыта, но с парой психиатров я знаком лично. У них полная задница с головой. Возможно, в этом есть вина недавней государственной политики в отношении карательной психиатрии, когда лечили не от психических расстройств, а от иного взгляда на жизнь (в сущности — такие похожие вещи, но где она грань?).

Своя голова — личное дело каждого (пока это не приводит к насилию). «Токсичность» сотрудников компании — совсем другое дело. Когда от одного менеджера зависит, будут ли эффективно работать его подчиненные (а в случае его «токсичности» они не будут работать эффективно), цена ошибки в выборе для компании очень высока.

Рой дает несколько простых советов, следуя которым, компании могут значительно повысить свою эффективность только за счет снижения урона от «токсичных» менеджеров:

  1. Компании должны признать, что «токсичность» существует и отнестись к этой проблеме с должной серьезностью.
  2. Нужно создать такие процессы (а еще лучше — корпоративную культуру), которые бы позволили выявлять «токсичных» менеджеров максимально быстро. Это и особые техники отбора персонала, и организация круговой обратной связи, и организация специального отдела для помощи сотрудникам в сложных нестандартных ситуациях (мой начальник каждое утро показывает мне задницу, скажите, что мне делать?!!).
  3. Привлечь профессиоанльных психологов и консультантов (реклама), которые давно работают с проблемами деструктивного поведения на работе и смогут помочь в оказании помощи как самим «токсичным» менеджерам, так и пострадавшим от их деятельности.

И напоследок один универсальный совет для подчиненных, чей начальник ведет себя «токсично»: срочно валите из этой компании, жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на эти страдания!

Я рекомендую прочитать эту книгу (в обязательном порядке) всем менеджерам, в подчинении у которых есть хотя бы один человек. Это не только позволит улучшить ваши отношения с коллегами, начальством и подчиненными (что незамедлительно отразится на эффективности работы организации), но, возможно, откроет вам глаза на то, что ваши тянущиеся проблемы связаны всего лишь с нервным истощением (которое лечится медикаментозно и на тренингах всего за несколько сеансов). И настроение ваше улучшится ;)

И несколько цитат напоследок.

«Никто не заслуживает, чтобы на него кричали, оскорбляли его или третировали. Человека можно отвести в сторону и объяснить ему, в чем он не прав. Можно лишить его премии или продвижения по службе. Наконец, можно его уволить. Но оскорблять человека нельзя, хотя бы потому что мы никогда не знаем, что у него в душе…».
«Разговор не должен быть сосредоточен на перечислении и разборе прошлых обид, а должен быть направлен на конструктивное решение возникающих проблем и на конструктивные действия в будущем».
«Людям стоит использовать буддийский подход к восприятию реальности и сосредоточиться не на конечной цели своей деятельности, а на самом процессе».

Кстати, на эту тему есть отличная книга Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра».

«Если менеджер заправит все машины компании бензином, когда половина из них работает на дизельном топливе, его уволят. Но в то же время, если менеджер использует один и тот же подход для того, чтобы мотивировать своих сотрудников, игнорируя при этом различия в их стиле работы и потребностях (в результате чего половина его служащих работает плохо), мы говорим, что проблема, вероятнее всего, заключается в людях, а не в менеджере, — ведь половина их них работает хорошо».

Достоинства: подробности, четкая структура, контрольные вопросы, простые советы, расширение сознания, самоконтроль и развитие эмоционального интеллекта.
Недостатки: некоторые советы автора невозможно использовать в наших российских условиях (например, я не видел ни в одной компании «Программы помощи сотрудникам»).

Рой Х. Лубит «„Токсичные“ менеджеры и прочие трудные люди», 2005, Баланс Бизнес Букс, ISBN 966-8644-52-2
Roy H. Lubit “Coping with Toxic Managers, Subordinates… and Other Difficult People”, 2004, Prentice Hall, ISBN 0131409956

P.S. Большое спасибо издательству «Баланс Бизнес Букс» и лично Сергею Биденко за предоставленную книгу.

Очепятки

Стр. 50, средняя колонка в таблице, вторая сверху ячейка: лишний дефис в слове «творческого».
Стр. 86, шестая строка снизу во втором абзаце: нужен пробел после тире.
Стр. 190, пятая библиографическая справка снизу: какая-то неразбериха с кавычками.
Стр. 205, третья строка сверху: по смыслу кажется, что вместо слова «жесткое» должно быть «нежесткое».
Стр. 257: формулировка требует вопросительного знака в конце заголовка первого пункта.
Стр. 258: формулировка требует вопросительного знака в конце заголовка второго пункта.

Метки

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner