?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Бизнес не как обычно

Бизнес не как обычно Это очень сильная книга сильной женщины Аниты Роддик о том, как жить и вести бизнес так, как считаешь нужным.

Бывает, чужие рецензии очень сильно отличаются от того, что чувствуешь сам, читая книгу. «Бизнес не как обычно» два года простоял на полке, потому что в каком-то блоге я когда-то прочитал что-то маловразумительное. Чушь!

«Никогда не обольщайтесь мыслью, что роль бизнеса не стоит в решении серьезных [социальных] проблем, потому что именно в этом она и состоит».

В книге Анита рассказывает о себе и о том, как она вместе с мужем создала компанию The Body Shop — одну из крупнейших косметических компаний. Это именно тот случай, когда принципы и гордость важнее денег. В свой бизнес Анита привнесла и свои ценности — высокую ответственность перед сообществом (местным, общинным, мировым), принципы экологии (производство не должно разрушать окружающую среду) и многие другие.

Например, компания The Body Shop с самого начала принципиально не продает товары, которые испытывались на животных. Она старается сотрудничать с местными общинами в странах третьего мира, напрямую закупая у них ингредиенты для производства косметики, причем делает это исключительно на взаимовыгодных условиях. Однажды они предложили индейскому племени делать масло из семян шалфея, произраставшего на их землях. Дух травы был против, и индейцы отказались. Анита приняла это как данность.

Анита c The Body Shop не просто провозглашают высокие социальные идеалы, но и активно борются за них. Они протестовали против начала войны в Ираке в 1992, боролись с компанией Shell, когда она своим приходом на нефтяное месторождение в Нигерии попустительствовала экологической катастрофе и геноциду местного племени огони. И им удалось повлиять на ситуацию! Полный перечень акций есть на сайте Аниты.

Естественно, это многим не нравилось. Были и незаслуженные обвинения в прессе, и маньяки, и борьба с приглашенным говноменджментом. Компания, основанная на личном участии и вовлеченности, любви и взаимопонимании даже после разрастания до больших размеров не могла и не хотела становиться еще одной бездушной корпорацией. Они наняли Ицхака Адизеса, но он чуть им все не испортил — 18 месяцев и 2 миллионов баксов, а потом устранение всего, что он им наконсультировал (кстати, к вопросу о консультантах, которые не понимают или не разделяют ценности компании и пытаются применять свои теории, работающие на 100%).

Читая эту книгу, я невольно проводил параллели со своей собственной профессиональной жизнью. Должен признаться, по сравнению с Анитой, я не такой смелый (хотя и мне есть чем гордиться :). Некоторые из моих взглядов на жизнь в большей степени сформированы позицией «как удобней», а не «как правильней». Для меня — это лишний повод задуматься о том, что, зачем и как я делаю. Мне есть чему у нее поучиться.

Анита и то, что она делает, делала, очень близко мне по духу, и я очень рад, что все-таки прочитал ее книгу. Очень жаль, что я не смогу сказать ей это лично. Она умерла в сентябре 2007.

Рекомендую эту книгу всем, кто чувствует, что деньги в бизнесе — не самое главное. А также тем, кто придерживается устаревших взглядов — для расширения кругозора ;-).

Достоинства: большой повод задуматься над тем, что мы делаем; вдохновение; реальный пример успешной коммерческой компании с высокими принципами.
Недостатки: многовато очепятков.

Антиа Роддик «Бизнес не как обычно. Путешествие предпринимателя за прибылью с принципами», 2005, Best Business Books, ISBN 5-911-71001-3.
Anita Roddick “Business As Unusual. My Entrepreneurial Journey Profits With Principles”, 2005, Anita Roddick Publishing, ISBN 0954395956.

P.S. Я знаю не так много компаний, которые бы могли похвастаться, что принципы для них важнее денег (моя собственная — не в счет — у нас нет денег, чтобы была возможность выбора :). Собственно, я знаю только одну такую компанию — «Неизведанный мир» — это маленькая питерская фирма, занимающаяся экстремальным туризмом, мотивирующим отдыхом, тренингами и корпоративными праздниками. В их офисе можно увидеть портрет Далай Ламы (и специальную тряпочку, им же благословленную, название которой я так и не смог выучить :), буддийские флажки, полки, заваленные какими-то немыслимыми книгами и предметами, карты и офигительные фотографии из путешествий на стенах.

Один из их принципов — всегда использовать местных поставщиков при организации путешествий. Однажды, это чуть не стоило жизни их генеральному директору и группе туристов, с которой он застрял из-за сильной непогоды в снегах Гималаев — местные носильщики, не посоветовавшись, выбросили, кажется, баллоны с горючим для горелки, чтобы было легче идти, а потом отказались идти дальше. Впрочем, дружественные связи с местными поставщиками и спасли им жизнь — их местный партнер на свои деньги организовал вертолет для спасения группы.

А вы знаете компании, для которых принципы важнее денег?

P.P.S. Кстати, я давно слышал про издательство Best Business Books, но не мог попасть к ним на сайт, потому что он не работал. А тут зашел — а он уже работает :). Очень интересная тема есть у них в блоге про издательство Стокгольмской Школы Экономики. И хотя я знаю, что книги СШЭ в надежных руках, все равно какой-то осадочек остается…

Очепятки

Стр. 10, 16-ая строка снизу: предложение «Компания огромной и чудовищно сложной» не согласовано. Может быть пропущено слово «была»?
Стр. 71, девятая строка сверху: «гибнущме».
Стр. 72: странный знак препинания в третьей снизу строке.
Стр. 76, 1-ая строка снизу: лишняя «с» в «сравнения с себя».
Стр. 148, восьмая строка снизу: лишняя «не» в «не на которых».
Стр. 173, пятая строка сверху: должно быть «симпатизировать»;
седьмая строка снизу: очень странное сочетание: «…потому что такие они это…».
Стр. 190, первый пункт в перечислении: походе на плохой перевод – совсем не подходит по смыслу.
Стр. 215, третья строка снизу: перед «это» просится тире.
Стр. 224 (и также во всей книге): очень странная разрядка текста. Иногда буквы стоят очень близко (так, что даже слова в предложении сливаются), а иногда, наоборот, широко.
Стр. 247-248: сноски со страницы 248 «съехали» на страницу 247.
Стр. 252, восьмая строка снизу: должно быть «она» вместо «они».

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
retendo
28 янв, 2008 19:18 (UTC)
еще больший осадочек останется, если почитать вот это и вот это. не так ли?
volchenok
29 янв, 2008 00:44 (UTC)
О, я уже и сам нашел это интервью :)
Не заметил вашего комментария.

Спасибо за вторую ссылку - почитаю.
volchenok
29 янв, 2008 02:15 (UTC)
вторая ссылка как-то не очень понятно к чему.
volchenok
29 янв, 2008 00:40 (UTC)
Не в тему, но...
Нашел интервью с Маргаритой Адаевой-Датской - это она создала издательство СШЭ в Питере, издала «Бизнес в стиле фанк» и остальные книги СШЭ.

В интервью (и комментариях к нему) есть ответы на вопросы, которые у меня появились после прочтения заметки в блоге издательства Best Business Books о СШЭ.
eduardk
29 янв, 2008 12:48 (UTC)
off top
Есть предложение добавить поиск по блогу (например от Яндекса) - однако, уже трудно угадать есть ли рецензия на ту или иную книгу :)
volchenok
29 янв, 2008 15:30 (UTC)
Re: off top
Добавил, но яндекс ругается, что журнал запрещает читать записи :(
А у вас в блоге поиск работает. Может быть это особенность LJ community?
eduardk
30 янв, 2008 05:28 (UTC)
Re: off top
Не знаю. можно попробовать еще http://www.ljpoisk.ru/
volchenok
31 янв, 2008 09:54 (UTC)
Re: off top
Чем мне нравятся всякие интернет-штуки - так это тем, что даже если ничего не делать, иногда они сами начинают работать :)
Поиск заработал без моего вмешательства :)
eduardk
31 янв, 2008 09:57 (UTC)
Re: off top
Поздравляю!
volchenok
31 янв, 2008 22:43 (UTC)
Re: off top
:) спасибо!
eduardk
31 янв, 2008 09:58 (UTC)
Книжку выписал, буду читать :)
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner