?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Мастерство езды на маунтинбайке У меня есть простенький «горный» велосипед Trek 800 Trail который я купил года три назад. Кавычки в слове «горный» вполне уместны, потому что на этом байке стоят самые дешевые и простые компоненты, ориентированные, скорее, на впечатляющий внешний вид, нежели на «горную» функциональность. Тем не менее, я катаюсь на нем круглый год и получаю от этого массу удовольствия.

Прочитав книгу Брайана Лопеса и Ли Маккормака «Мастерство езды на маунтинбайке» и опробовав в деле несколько описанных в ней техник, я понял, что многого не знал и не чувствовал.

Например, как правильно крутить педали – я кручу их уже лет 25, но, оказывается, делал это не правильно. Метод, описанный в книге, позволил мне ехать на пять километров в час быстрее – это удивительно!

Или еще – иногда проходя крутые повороты (особенно по мокрому асфальту или грунтовой дороге), мое переднее колесо срывалось в занос, что приводило минимум к потере скорости (потому что я начинал оттормаживаться), максимум – к падению на бок. В книге написано – как проходить любые повороты и что делать, чтобы заноса не было. Я попробовал это вчера – нагрузил переднее колесо, и это сработало.

Что мне особенно понравилось в книге Брайана и Ли – это обилие картинок (цветных), поясняющих изложенный материал – так гораздо понятнее.

Ну и еще – книга написана очень простым языком – количество специальных слов сведено к минимуму, а стиль изложения таков, что даже в голову не приходит, что эта книга – очень серьезный учебник. Я с удовольствием хочу порекомендовать ее каждому, у кого есть «горный» велосипед, и кому хочется делать на нем нечто большее, чем просто размеренное передвижение по тихим дорожкам ближайшего парка.

Да, забыл добавить – авторы знают о «горном» велосипеде не понаслышке. Брайан Лопес – многократный чемпион в соревнованиях по различным горно-велосипедным дисциплинам (в том числе мирового уровня).

Достоинства: четко структурированный материал, простое изложение, качественная полиграфия, уникальные знания (я, по крайней мере, ничего подобного прежде не читал).
Недостатки: на мой чайниковый взгляд, иногда изложение слишком кратко (хотя, видимо, нужно просто начать практиковать – дальше будет ясно :)

Брайан Лопес, Ли Маккормак «Мастерство езды на маунтинбайке», SPOOTNIK BOOKS, 2006, ISBN 5-9900565-2-4
Brian Lopes and Lee McCormack “Mastering Mountain Bike Skills”, Human Kinetics Publishers, 2005, ISBN 0736056246

Повороты

P.S. Понемногу осваиваю техники, описанные в книге: повороты и езду на заднем колесе (вилли). О поворотах в книге написано более чем подробно - все более менее ясно. Однако на деле не все так просто - не хватает скорости реакции. Уже успел влететь в канаву :) Проходил не очень крутой правый поворот по внутренней грани, недостаточно нагрузил переднее колесо, и оно, немного проскользнув, съехало в канаву.

На сложной трассе (очень неровное покрытие, камни, колея, повроты) приходиться все время "играть" с распределением веса вперед-назад влево-вправо. Я раньше гораздо меньше "болтался" по сторонам при езде.

Езда на заднем колесе

На заднем колесе ездить относительно просто - после получаса тренировок на самой низкой скорости (1-1) удается проехать метров 5-7. Самое сложное - дернуть велосипед на себя на достаточное расстояние, чтобы поймать равновесие - страшно :) Но, стоит лишь поймать момент - становится проще. Тут, еще, видимо, сильно зависит от велосипеда.

Недавно тренировался ездить на заднем колесе и совершенно случайно обнаружил два удобных приема.

  1. Намеренно опрокинуть велик назад, чтобы почувствовать момент, когда теряется равновесие - после нескольких "опрокидов", начинаешь гораздо спокойнее и сильнее дергать велик на себя, зная, что до критической точки еще далеко
  2. Встать на заднее колесо просто - всем телом через руки дергаешь велосипед на себя, а бедрами, упираясь в педали, как бы толкаешь его вперед.

Смотреть туда, куда хочешь приехать

Не так давно ездил по очень холмистой лесной дороге с перепадом высот метров по 70. Некоторые спуски были размыты дождями - по дороге никто давно не ездит и образовались маленькие овражки от стока воды. Скорость набирается очень быстро, причем где-то на 30-40 км/час велик начинает очень сильно колбасить на всяких неровностях. В книге описана техника "взгляда в сторону движения" - не смотреть себе под колеса на ужасные камни и колдобины, а смотреть туда, куда хочешь приехать.

Это реально работает. Стоило лишь на миг посмотреть себе под колесо, тут же начинал терять контроль. Силой приходилось себя заставлять смотреть вдаль :) В итоге - все спуски прошел без падений.

Эта техника также работает и на небольшой скорости. В одном месте дорога была сильно разъезжена лесовозами и образовалась колея кде-то полуметровой глубины местами самазанная грязию и затопленная. Ехать приходилось постоянно петляя с одной стороны на другую. В какой-то момент поймал себя на мысли, что вообще не смотрю себе под колесо и еду очень ровно, хотя скорость невыскоая. Стоило об этом задуматься, ощущение отрешенности прошло и я сбился - глянул на край колеи, по которому ехал, вильнул колесом и чуть не нырнул в лужу :) Успел соскочить. Больше не думал :))

Дропы

Давно ничего не писал сюда, хотя успел многому научится :)

Напишу про дропы. Успел попрыгать и на плоскость и на склон. В книге про это написано очень хорошо, однако хорошый прыг требует некоторой практики (как, впрочем, и все остальные трюки :).

Дроп на плоскость кажется не таким страшным поначалу, особенно, если высота не больше полуметра - можно просто подъехать, клюнуть передним колесом и остаться целым и невредимым. Однако, если высота растет, такая техника больше не работает. Идеальное приземление на плоскость выглядит так:

  1. Сначала приземляется заднее колесо.

  2. Потом - переднее

При приземлении на заднее колесо мы гасим удар. Плавно (именно плавно) опуская переднее - гасим удар еще сильнее. В итоге можно вполне безболезненно прыгать с довольно высоких объектов. Мой рекорд - примерно 1-1.2 метра.

Дроп на склон поначалу страшен, особенно если склон крутой. Однако прыгать на склон гораздо приятнее. Тут важнее всего побороть голову - чтобы не боялась :) На склон хорошо приземляться сначала передним колесом или сразу двумя колесами. Если презимлиться сначала задним - может перевернуть через руль при касании переднего. Важно не допускать одну ошибку, которая кувырнула меня несколько раз :) Не переносить вес слишком сильно на заднее колесо. Если сделать это слишком сильно, переднее колесо может потерять сцепление, и можно упасть.

Очень больших дропов я пока не прыгал, но успел освоить 1-2 метровые с относительно мягким грунтом на склоне - недалеко от дома есть песчанный карьер. В песок прыгать не так страшно, но важно помнить о том, что колеса могут увязнуть. Это не очень приянто :) Если колеса начали вязнуть, лучше если они делают это одновременно, чтобы не потерять равновесие.

Вообще дропы - это классно :) Ощущение полета и мгновенно набираемая скорость на склоне...


Прыжки

Было у меня несколько неудачных попыток прыжков на дертах - из десяти раз падал раз семь :) Но недавно я купил себе новый велик.
UMF Hardy Steel 1
И дела у меня пошли лучше, все-таки прыгать на кросс-кантрийной раме - не самое удобное дело :)

В книге описано две техники прыжков:

  • в стиле дерт-джампинга - высокие прыжки с потерей горизонтальной скорости
  • прыжки в спортивном скоростном стиле - невыскоие и с сохранением скорости.

Техника дертовых прыжков такая - перед вылетом вжаться, от вылета оттолкнуться и "выстрелить" вверх. Получается, но страшно - пока еще не очень хорошо контролирую байк в воздухе, из-за чего было уже несколько жестких приземлений :))

Спортивная техника - подъехать в обычном положении, вылет максимально "проглотить", чтобы сохранить невыскоую горизонтальную траекторию. Это получается неплохо, только улетаю часто очень далеко за склон, на который можно мягко приземлиться.

На плоскость приземляться надо сначала задним колесом. Пока высота моего полета была не большой, я этого не очень понимал и приземлялся обычно двумя колесами одновременно. Но сегодня, приземлившись с полутора метров, понял, что в приземлении на заднее колесо что-то есть :) Получается намного мягче.

Метки:

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
ilnovikov
30 июл, 2006 03:50 (UTC)
Я заинтригован, нужно купить книжку.
volchenok
30 июл, 2006 23:17 (UTC)
:)
Если интересно, вот небольшой отчет об осноении техник из книги.
ilnovikov
31 июл, 2006 05:54 (UTC)
Подскажите технику резкого поворота на гальке? А то я все время падаю :)
volchenok
2 авг, 2006 23:50 (UTC)
Вариантов, как обычно, несколько. В книжке много чего написано про повороты, я еще не попробовал всего, но вот, например, такой вариант (опробовал сегодня на песке вперемешку с камнями не очень большого размера):
1. Вес изначально "распластан" по велику
2. Когда под колесами оказывалось чуть больше песка, чем камней, колеса начинало немного вести, но потом они схватывали
3. Ближе к повороту нагружаю переднее колесо, оно при жтом перестает "плавать"
4. Траектория моего поворота не была слишком уж резкой - ширина где-то метра 3-4, поворот налево под ~70 градусов
5. В поворот входил по внутреннему радису (было видно, что дорога дальше свободная и без препятствий)
6. Довольно сильно наклонился, на сколько градусов не скажу, но мои не самые лучшие покрышки все еще продолжали "упираться" в дорогу, т.е. в явный занос не снесло
7. Ближе к середине поворота начало сносить заднее колесо, переднее катилось нормально (вес был где-то 70% переднее, 30% заднее)
8. После прохождения поворота заднее колесо перестало скользить почти сразу

Вот :)
Да, ехал я довольно быстро (по моим ощущениям :)) под горку.

Вообще, чтобы точнее ответить, надо знать: скорость, длину поворота, градус поворота. Можно будет поумать :)

В книге еще про повороты написано, что можно "вдавливать" переднее колесо для больше устойчивости.
ilnovikov
4 авг, 2006 12:47 (UTC)
Спасибо за подробное описание, попробую :)
reineke
28 сент, 2006 17:53 (UTC)
так как педали-то крутить?
volchenok
29 сент, 2006 01:20 (UTC)
Во-первых, ноги двигаются не рывками (приложение силы идет только на переднем ходе педали), а плавно кругами. Основное приложение силы на переднем ходе, но и на остальных тоже имеется, за исключением хода вверх. С контактными педалями приложение силы еще более полное, потому что появляется возможность тянуть педали вверх при обратном ходе.

Во-вторых, скорость достигается не за счет езды на высокой передаче, а за счет более частого вращения педалей на низкой - так ногам легче, а держать ритм после некоторых тренировок получается легко.

Вот, вроде и все :) Ну, еще можно поэкспериментировать с положением стопы на педале. Найти положение, при котором удается крутить педали максимально плавно и мощно (на контанктных педалях - это подушка стопы перед пальцами - не знаю, как это метсо называется :)
valenta
19 окт, 2006 05:18 (UTC)
интересно
сохранила твои записи себе. почитаю. потом, может, и книгу куплю
volchenok
22 окт, 2006 15:12 (UTC)
Re: интересно
:)
guinzo
25 фев, 2007 15:02 (UTC)
... Есть у меня знакомый, я его на лесик "посадил"...
через неделю захожу к нему, а он из нэта разной инфры
по поводу как кататься на байке скачал, листов 200 А4.
Вроде даже что-то почитывал, мне цитировал...
У него хороший, дорогой байк...
Не катается.

Книжку енту просматривал (пытался почитать) минут 15.
Благо бесплатно (DjVU)
Устал.
Не буду покупать
volchenok
25 фев, 2007 21:44 (UTC)
Вообще эту книгу полезно читать вместе с просмотром хорошего байк-видео. Например, с мастер-классом от Мартина и Мартина.

Прочитанная теория помогает все как-то уложить в голове, чтобы телу было легче учится.
(Анонимно)
7 мар, 2007 10:19 (UTC)
Scherb
Вилли на 1-1 удержать долго не реально, приаточное отношение примерно 36-38 на 16 (5-6я передача, при пердней звезде 35-38 зубов). Книжку ещё не читал, просто по практике =) На низких передачах просто начнутся бесполезные прокруты и потеря равновесия. А вытаскивать байк на угол путём рук и педалей.
(Удалённый комментарий)
volchenok
20 май, 2007 20:34 (UTC)
Скачал, спасибо :)
Читать менее удобно, чем бумажный вариант, зато не жалко отдавать людям, которые клянчят книгу :))
(Удалённый комментарий)
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner