?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем Должен признаться, после «Демократического предприятия» я боялся начинать читать книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге – уж больно много умственных усилий оно потребовало от меня :) Однако, мои опасения оказались напрасными – книга Ицхака Адизеса читается очень легко, а идеи, изложенные в ней – просты и удивительно емкие.

Ицхак Адизес считает, что большинство проблем с управлением на предприятиях происходит потому, что менеджеры не обладают одним (или более) из необходимых качеств:


  • нацеленность на результат (Р);
  • административные способности (А);
  • предпринимательство (П);
  • интеграция (И).

Говоря о четырех качествах, автор рассматривает четырехбуквенный код, который характеризует менеджера. Например, РАПИ – это «книжный» менеджер, своеобразный идеал, о котором пишут многие книги по менеджменту. По мнению автора – идеал недостижимый и невозможный, поскольку эти качества находятся в противоречии друг с другом.

Кризис менеджмента возникает, когда менеджер:

  1. Не обладает каким-либо из качеств. Например, РА-- (прочерк означает полное отсутствие качества) – «Надсмотрщик» – человек, нацеленный на результат (Р), устанавливающий четкие процессы и протоколы (А), но которому абсолютно наплевать на людей (отсутствие И), и не обладающий креативностью (П).
  2. Находится не на своем месте – буквенная комбинация не соответствует должности. Например, человек с неярко выраженными административными способностями управляет отделом финансовой отчетности.

Самый худший вариант ---- – менеджер с четырьмя прочерками – «Пустышка».

Хороший менеджер обладает одним или более качеств в ярко выраженной форме, а также остальными качествами в неярко выраженной форме. Например, РапИ – «Гид-проводник», менеджер, нацеленный на результат и обладающий сильными коммуникационными способностями, но также умеющий администрировать и предлагать новые идеи.

Автор, основываясь на своем многолетнем опыте, предлагает простое решение кризиса – организацией должна управлять группа людей, дополняющих друг друга по четырем необходимым качествам.

Прочитав книгу, я, конечно же, сразу стал анализировать компании, в которых работал, на предмет кризиса менеджмента. Получилась интересная картина :)

Первая компания была основана двумя людьми – человеком с богатым техническим прошлым (думаю, Р-п-) и управленцем, похожим на менеджера из фильма “Office Space” (по-видимому, -а—- или вообще ---- пустышка). Не справившись с управлением, они наняли директора старой советской закалки (-а-и) без опыта в области деятельности компании, и к тому же предпенсионного возраста. Компания продержалась недолго.

Вторая компания – филиал иностранной фирмы – управлялась «надсмотрщиком» (рА--). Учитывая, что филиал занимался производством программного обеспечения (необходимость в П) и работал с командами в иностранном офисе (необходимость в сильном И), не удивительно, что работа шла неэффективно. В итоге (когда я уже не работал в этой компании) его сменили другим человеком, который на моей памяти был еще вполне грамотным (РАп-). Однако, за время работы под началом «надсмотрщика», он сам превратился в такого же.

Третья компания была основана тремя друзьями (р-П-, -аПи, Р-П-). Пока второй из них принимал активное участие в жизни компании (я еще застал это время) и количество сотрудников было невелико (нет потребности в А), все шло хорошо. Но потом, когда компания стала быстро расти, в отсутствие Администратора и Интегратора дела пошли хуже – атмосфера в компании сильно испортилась. Большой предпринимательский потенциал пока еще позволяет ей быть «на гребне волны».

Компания, в которой я работаю сейчас, создана и управляется Ра-и. Власть сосредоточена в руках основателя, и, если не считать оперативных (проектных) менеджеров, в компании есть совсем немного людей, наделенных властью. По моим ощущениям, компании не хватает П (новые идеи) и И (интеграция растущего числа людей).

Кроме определения проблем компаний Ицхак Адизес также придумал и способ вывода компаний из кризиса – A’S/M (Adizes’s Synergy Method). В зависимости от того, под какой паттерн попадает кризис компании, к ней можно прилагать те или иные меры. Суть метода – в управляемом «конфликте» четырех качеств, направленном на благо организации, когда их совокупность РАПИ оказывается больше, чем просто сумма Р+А+П+И, возникает синергия.

Подарить что ли эту книгу нашему генеральному директору на Новый Год?.. :)

Достоинства: ценные идеи, простой подход к решению сложных проблем, хороший перевод, легкое изложение, хорошая бумага (ну, это у них всегда так :)
Недостатки: не обнаружено.

Ицхак Адизес, «Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем», 2006, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, ISBN-5-315-00046-X.
Ichak Adizes, Ph. D., “How to Solve Mismanagement Crisis. Diagnosis and Treatment of Management Problems”, 1979, Adizes Institute Inc. and Graduate School of Management UCLA, ISBN 0937120006

P.S. Если вы обратили внимание, книга была написана в 1979 году. Думаю, это лишний раз доказывает жизненность изложенных в ней идей – когда читаешь, совершенно не приходит в голову, что тексту уже почти 30 лет.

P.P.S. 24 октября (в Москве) и 26 (в Санкт-Петербурге) 2006 года доктор Ицхак Адизес будет проводить мастер-класс «Лидерство в различных фазах жизненного цикла компаний». Стоимость участия 3200 рублей.

P.P.P.S. Когда я читал эту книгу, мне стало интересно, есть ли какая-либо взаимосвязь между классификацией Адизеса РАПИ и четырехбуквенной классификацией психотипов, принятой в соционике. Попробую спросить об этом у самого автора.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
xlenchik
11 ноя, 2006 11:54 (UTC)
спасибо, четкое изложение
даже сложилось впечатление, что книгу уже можно не читать, ничего нового не узнаю :)
volchenok
12 ноя, 2006 13:15 (UTC)
Re: спасибо, четкое изложение
:) спасибо!
(Анонимно)
2 мар, 2007 13:27 (UTC)
Странный выбор
Не очень удачноый перевод книги, которой уже нет в основном "каноне" трудов Адизеса... Теория Адизеса - живая, он постоянно видоизменяет и дополняет свои концепции. В ряде его книг есть прямые указания на те изменения, котороые произошли с течением времени. К счастью, уже есть перевод на русский его основной книги - "Управление жизненными циклами корпораций". Интересующимся можно посоветовать читать ее, другие книги лишь дополняют или углубляют некоторые отдельные аспекты. Разумеется, стоит помнить о том, что в книгах Адизеса нет практического руководства по трансформации организаций - это коммерческий продукт, know-how, продаваемый отдельно:-)
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner