?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить равновесие Разрабатывая программное обеспечение вот уже лет десять, я впервые узнал о проектировании взаимодействий только тогда, когда прочитал книгу Алана Купера «Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить равновесие».

В своей книге Алан Купер сравнивает программное обеспечение (ПО) с танцующими медведями – ужасно неповоротливыми и дурацкими. Должен признать, он абсолютно прав – большая часть ПО, создаваемого во всем мире, ужасно неудобная для большинства пользователей. Основная проблема с ПО в том, что при его разработке никто заранее не думает, как им будут пользоваться. И если тестирование удобства использования (usability testing) еще иногда проводят, то первоначальное проектирование взаимодействий человека и программы, как правило, опускают. Очень часто то, какой будет программа для пользователя решают те, кто ее создает – программисты, а у программистов обычно извращенные понятия об удобстве.

Книгу Алана Купера, на, мой взгляд, следует прочесть каждому, кто разрабатывает программное обеспечение, с которым предполагается работать хотя бы одному человеку.

Проектирование взаимодействия по Куперу должно начинаться с создания персонажей – портретов людей, которые будут пользоваться программой. Нужно выбрать несколько (не больше пяти) самых основных персонажей. Затем, для этих персонажей составляются пользовательские сценарии – описание целей, которые эти персонажи хотят достигнуть, и действий, которые персонажи должны произвести, чтобы достигнуть своих целей с помощью программы.

Чтобы проверить новые знания о проектировании взаимодействий на практике, я решил создать персонажей для одной системы, которую я собирался начать разрабатывать. По мере создания персонажей я вдруг понял, что функциональность системы нуждается в серьезном пересмотре. Уже на третьем персонаже я понял, что они не нуждаются во многих вещах, которые я намеревался запрограммировать. Например, они не нуждались в сложной параметризованной системе рассылок, они даже не смогли бы ею воспользоваться. В то же время, им был нужен простой интерфейс для ввода текста электронных объявлений без лишних наворотов.

Когда я закончил создание персонажей, я понял, что моя программа окажется, по сути, не нужной, если я сделаю ее так, как хотел. И это еще до создания сценариев и до создания самой программы - представляете, сколько времени мне это понимание сэкономило?

Если честно, меня это очень удивило, уж я то думал, что точно знаю, какой должна быть система :)

После прочтения книги со мной стали происходить и другие странные вещи :) В программном обеспечении, с которым я работал каждый день, я начал замечать «выступающие углы», о которые я постоянно задевал. Начал видеть, насколько неудобно сделаны программы – их создатели совершенно не думали обо мне, когда их создавали. Зато теперь я начал понимать, какими я буду делать свои собственные программы, чтобы они перестали быть «танцующими медведями», чего и вам желаю :)

Достоинства: исключительно ценный материал для разработчиков программного обеспечения, хороший перевод.
Недостатки: бумага не самого лучшего качества, дурацкая обложка.

Алан Купер, «Психбольница в руках пациентов. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить равновесие», Символ, 2005, 328 с., ISBN 5-93286-071-5.
Alan Cooper, “The Inmates are Running the Asylum. Why High-Tech Products Drive Us Crazy and How to Restore the Sanity”, SAMS, 1999, ISBN 0672326140.

Метки:

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
kadim
30 май, 2005 08:09 (UTC)
Так почитаешь и вообще ничего писать не надо будет, полезный книжка видимо :)
Че ж до наших краев долетают всякие Донцовы и Маринины а нормальных вещей нету :(
volchenok
30 май, 2005 23:33 (UTC)
А как насчет Озона или Амазона? Они ведь и к вам доставлять умеют
pomaz
7 июл, 2005 14:52 (UTC)
"начинаться с создания персонажей – портретов людей" - в многих методиках проектирования есть понятие actor. в многих пакетах(ОСах) есть поняте role. Как сильно "персонаж" отличается от них. Мне программисту это понятие не показалось новым.

"для этих персонажей составляются пользовательские сценарии – описание целей" - так ведь и это Use-case из UML.

Или лучше все прочесть самому? ;-)
usabilist_de
7 июл, 2005 15:08 (UTC)
Лучше действительно прочесть, автор очень хорошо это разъясняет.
Тем более что цена книги просто смешная - КПД будет в любом случае большой. :)
volchenok
7 июл, 2005 22:59 (UTC)
Полностью согласен с предыдущим оратором :)
miteigi_nemoto
6 май, 2009 18:23 (UTC)
"Спасайся, кто может – началось вторжение компьютеров. Компьютеров, мощность которых приводит в трепет и которые решают все более важные задачи посредством неуклюжих, старомодных интерфейсов."

Каждый программист должен прочитать эту книжку, чтобы осознать в чем он заблуждается, а заблуждается он чаще всего в самом главном для программы - в том, как она выглядит и как взаимодействует с пользователем. Алан Купер пытается вернуть разработчиков ПО в здравое русло, вывести программистов из аутизма, в борьбе за правое дело под названием "юзабилити". К сожалению, получается у него это плохо, потому что Купер один, а программистов миллионы.

Очень хочу получить его книги на русском:
About Face: The Essentials of User Interface Design
About Face 2.0: The Essentials of Interaction Design (with Robert Reimann) (ISBN 0-7645-2641-3)
About Face 3: The Essentials of Interaction Design (with Robert Reimann and David Cronin) (ISBN 0-4700-8411-1)
copylove
15 май, 2009 11:02 (UTC)
Третья версия появилась на русском :) http://aboutface.gui.ru
miteigi_nemoto
15 май, 2009 11:19 (UTC)
Спасибо! Хорошая новость. Бум покупать. )
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner