?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мотивация персонала: игра или работа. Алексей Варенов, Сергей Исаев Впервые тема игры в контексте работы меня заинтересовала после прочтения замечательной книги Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра». Книга Алексея Варенова и Сергея Исаева не имеет с ней ничего общего, тем не менее, прочесть ее было для меня полезно вот по каким причинам.

1. В книге приведены занятные кейсы говноменеджмента (настолько занятные, что, по сравнению с ними, те примеры, о которых я рассказывал в своей книге «Не мешайте мне работать!», просто детский лепет :). Компании, появляющиеся в кейсах, лучше назвать предприятиями — словом с советским духом, разбавленным принципами бизнеса «лихих девяностых» — эдакий образ из книг Юлии Латыниной о промзоне. И ведь это суровая реальность множества российских компаний!

2. Авторы рассматривают организационную мотивацию в контексте теории реверсивности Майкла Дж. Аптера (которая пересекается с моими собственными идеями на тему мотивации в контексте изменений и равновесия). Суть ее заключается в следующем: мотивация человека обладает множественной стабильностью, и есть два типа состояния равновесия:

  • с ориентацией на достижение цели (телическое);
  • с ориентацией на процесс (парателическое).

В целевом (телическом) состоянии удовольствие появляется в результате завершения деятельности (хочется уже завершить эту монотонную работу), а в процессном, наоборот, в результате активации деятельности (как в случае игры — хочется продолжать). Между данными состояниями происходят переходы (которые могут быть внезапными) по внутренним и внешним причинам.

3. Рассматривается влияние сказок на менталитет, а также использование сказок в качестве своеобразного диагностического инструмента (нечто подобное было у Марии Мелиа в «Бизнес — это психология»). Сказки мне вообще интересны :).

Фактически, авторы рассказывают об эскизе построения системы мотивации с использованием трехмерной модели своеобразного профиля личности, ориентированного по трем осям:

  • автономность ↔ гетерономность;
  • процесс ↔ результат;
  • ориентация на закономерность ↔ ориентация на случайность.

По этим осям можно разложить как профиль той или иной деятельности, так и личные мотивационные склонности конкретного человека — и понять, насколько они друг другу подходят.

Резюме авторов: в основе деятельности предприятия (а также принципов мотивации) должна лежать корпоративная культура.

В книге приведены достаточно общие описания, что не дает возможности использовать модель мотивации непосредственно на практике. Вообще, несмотря на несколько глав «для практиков», содержание, на мой взгляд, не имеет практической ценности, но, тем не менее, может послужить причиной задуматься о работе, мотивации и организации бизнес-процессов в компании.

Могу порекомендовать эту книгу тем, кто интересуется теоретико-практическими аспектами мотивации персонала. Также, думаю, она может быть полезна для прочтения некоторым первым лицам предприятий (вроде тех, что описаны в кейсах :).

Алексей Варенов, Сергей Исаев, «Мотивация персонала: игра или работа», 2009, Речь, ISBN 978-5-9268-0772-7.

P. S. Большое спасибо издательству «Речь» и лично Ирине Авидон за предоставленную книгу.

Метки

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner