Волченок (volchenok) wrote in mustread,
Волченок
volchenok
mustread

Category:

Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса

Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса (Издательство «Вершина» теперь тоже с нами :). Прежде всего, хочу сказать большое спасибо Михаилу Абакумову — главному редактору издательства «Вершина», который предложил мне прочесть эту книгу. Кстати, в ЖЖ можно немного заглянуть в кулуары этого издательства.

«Длинный хвост» — книга уровня «Фрикономики» по живости языка и емкости идей, но гораздо более практичная — многие из них можно использовать здесь и сейчас. Она оказалась не только очень полезной (я уже применил некоторые идеи из нее в своих проектах), но и символичной, потому что mustread  — отличный пример модели «длинного хвоста», о которой идет речь.

Большинство из вас знает про модель 20/80 (или правило Парето). Например, 20% книг, продающихся в книжных магазинах, приносят 80% прибыли. Или, за 20% рабочего времени, мы выполняем 80% работы (остальные 80% времени, можно сказать, тратятся впустую — на оставшиеся 20% работы). Распределение Парето работает во многих областях. Часто соотношение выглядит как 15/85 или 6/94 — не важно, суть от этого не меняется (кстати, часто это правило используют неверно — книга подробно объясняет почему).

20/80 — как модель бизнеса устарела, заявляет автор книги Крис Андерсон, и подтверждает свои слова многочисленными выкладками.

Возьму для примера близкую тему — книжный магазин. Если прийти в обычный книжный магазин (пусть даже очень большой), там все равно будет меньше книг, чем на Озон.ру. Связано это, в первую очередь, с окупаемостью — если какая-то книга плохо продается (ниже уровня окупаемости), она впустую тратит драгоценное место на полке (которое лучше занять каким-нибудь Гарри Поттером). На Озоне же книжные полки как бы бесконечны, и место на них очень дешево (если не бесплатно — когда книги физически находятся на складе у поставщиков).

В обычном книжном магазине правило 20/80 более-менее работает. Но на Озоне (тут я не буду подкреплять свои слова ссылкой на статистику, потому что у меня ее нет, но в книге с этим все в порядке :) картина совсем другая. Конечно, есть ограниченное количество бестселлеров типа того же Гарри Поттера, которые дают большую прибыль, но кроме них есть еще и «длинный хвост» — книги, которые покупают нечасто, но которые за счет своего количества в сумме дают тоже неплохую прибыль.

Вот цифры из книги на эту тему (фрагмент таблицы):

Рейтинг товараBlockbusterRhapsody
1-10068%47%
> 10132%53%

Т.е. нетоповые товары (вторая строка таблицы) в случае онлайн магазина Rhapsody составляют больше половины продаж. А это уже величина, на которую глупо закрывать глаза.

(Кстати, я скоро запущу сервис, которые позволит делать такие же выкладки для магазина Озон.ру. Он будет жить на http://ozon2.ru/. Рекламная пауза закончена. :)

Что все это значит? Во-первых, рынок хитов становится менее прибыльным — да, хиты все еще приносят много денег, но прибыль все время снижается. Во-вторых, экономика ниш, о которой так долго говорили большевики, наступает на экономику мэйнстрима огромными шагами. И побеждает. В-третьих, «длинный хвост» повсюду. Особенно хорошо его можно рассмотреть в сети, потому что именно здесь есть три жизненно необходимых для него фактора:

  • Демократизация средств производства (например, чтобы выпустить бумажную книгу нужно потратить много времени, денег и материалов. Чтобы выпустить книгу в сети — нужно всего лишь немного знаний текстового редактора).
  • Демократизация средств дистрибуции (распространить бумажную книгу по торговым точкам — та еще задача. Электронную книгу каждый скачает сам, нужно лишь, чтобы было откуда).
  • Объединение спроса и предложения (Практически каждый может написать именно ту книгу, спрос на которую он видит. Читатели, рекомендуя друг другу эту книгу в блогах, или ставя ей рейтинг в каких-нибудь системах голосования, фактически, создают на нее спрос и управляют им. Или, наоборот, могут «закопать» то, что им не понравилось).
«Теперь у муравьев есть мегафоны».

В общем, Интернет — это самая демократическая коммерческая среда, в которой одиночки могут (успешно) конкурировать с крупными корпорациями. Пример из книги на эту тему: если взять рейтинг традиционных СМИ и блогов, то на первых местах можно увидеть NY Times, CNN и Washington Post. На 31-ом месте — блог Daily Kos, который практически в одиночку ведет Маркус Зунига. Его блог по популярности обгоняет такое традиционное СМИ как Chicago Tribune.

mustread находится в «длинном хвосте» — это своего рода нишевой продукт — не хит, вроде ru_books, но, тем не менее, и он находит своих читателей.

Выводы: срочно бежать-меняться под новые реалии, если вы еще этого не сделали. Эта книга однозначный mustread — как минимум для повышения образованности.

Достоинства: легкий язык; хороший перевод; содержание, «взрывающее» мозг :).
Недостатки: вот бы эту книгу лет 10 назад!

Крис Андерсон «Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса», 2008, Вершина, ISBN 978-5-9626-0370-4.
Chris Anderson “The Long Tail. Why the Future of Business Is Selling Less of More”, 2006, Hyperion, ISBN 978-1401302375.

Очепятки

Стр. 22, 20-ая строка снизу: должно быть «находились».
Стр. 61, третья строка третьего абзаца сверху: по смыслу должно быть «… совершались ежедневно, а не еженедельно» — т.е. наоборот.
Стр. 170, график: должно быть «Широкая ← Привлекательность → Узкая».
Стр. 184, седьмая строка сверху: слово «импортированной» смотрится коряво, хотя и понятно, что использовано оно, чтобы избежать повторения с «импортной» ниже по странице. Может быть, пусть повторяется?
Стр. 188, вторая строка цитаты: «… основа этой схемы основана…» — а тут вполне можно было изящно избежать повтора :).
Стр. 229, 16-ая строка сверху: может быть 115 миллионов видеокассет? А то как-то мало получается.
Стр. 231, четвертая строка сверху: должно быть «уникальным зрителям».

Tags: длинный хвост, идеи, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments