Читая первую книгу про маверика (Рикардо Семлер «Маверик» о его компании Semco), я не задумывался, как перевести это слово. Маверик и маверик. Смысл его ясен, но подходящего русского эквивалента нет — все варианты носят негативный характер. Вероятно, это говорит о том, что на Руси и в России не считалось правильным идти против мэйнстрима (простите за англицизм, господа патриоты :). Общество готово было (и есть) задавить любого, кто выбивается из «стаи» — затоптать белую ворону.
Пожалуй, самый лучший (и веселый) эквивалент слова maverick в русском языке (как подсказали мне умные люди) — это мазурик (Мазурики в деле — неплохо звучит :)).
В книге рассказано о 32-х мавериках-мазуриках — компаниях, отличных от других.
Книгу написали редакторы журнала Fast Company. Компании, о которых они рассказывают, очень разные, но их объединяют две вещи:
- у них нестандартные инновационные бизнес-стратегии;
- они показывают не только прибыльность, но и устойчивый рост (некоторые компании, вроде Southwest Airlines, довольно длительное время).
Среди примеров есть старые знакомые: IBM, Southwest Airlines, Yahoo, Google, Procter & Gamble.
Но есть и имена, практически не встречающиеся в бизнес-литературе:
- ING Direct USA — американское подразделение голландского банка ING Direct.
- НВО — сеть кабельного телевидения.
- Craigslist — Интернет-каталог региональных объявлений.
- Cranium — компания, производящая настольные игры.
- Tellme Networks — телекоммуникационная компания.
- GSD&M — рекламное агентство.
- DPR Construction, Inc — строительная компания.
- Whole Foods Market — сеть продуктовых магазинов.
- Goldcorp, Inc — золотодобывающая компания.
- Second Curve Capital — инвестиционная компания.
- TopCoder, Inc — компания, разрабатывающая программное обеспечение.
- Театральный фестиваль «Фриндж».
- NineSigma — глобальная сеть ученых.
- InnoCentive — виртуальная научно-исследовательская лаборатория.
- Wieden + Kennedy — рекламное агентство.
- Commerce Bank — очень необычный банк.
- Potbelly Sandwich Works — сеть сэндвичевых закусочных.
- IDEO — дизайнерская компания.
- Anthropologie — сеть магазинов одежды и аксессуаров для женщин.
- Vernon Teddy Bear — магазин игрушечных медвежонков.
- Rockwell Group — архитектурно-дизайнерская компания.
- Jones Soda — производитель лимонада.
- Netflix — прокат DVD.
- Cirque du Soleil — цирк.
- Pixar — анимационная студия.
- SEI Investments — обработка документации и администрирование.
- KI — производитель офисной мебели.
Сначала хотел перечислить, чем же они такие необычные, но потом обнаружил, что просто переписываю книгу :), поэтому лучше расскажу о том, что произвело на меня наибольшее впечатление.
Золотодобывающая компания Goldcorp, Inc применила принцип open-source к разработке своих месторождений. Они объявили конкурс в Интернете для всех желающих, предоставив всю доступную информацию о своих территориях: данные бурения, карты, аналитику (половина компании от этого стояла на ушах — как, это же так секретно! :). В результате конкурса им указали на такие места на их карте, где они вообще не предполагали искать золото — но нашли его там! Сейчас Goldcorp добывает столько золота, что у нее нет необходимости его продавать, и они ждут, когда цены станут еще более симпатичными.
Собственный институт анимационной студии Pixar Стива Джобса (вы наверняка видели хотя бы один из их мультиков), в котором преподают лучшие профессионалы. На занятия ходят не только те, кто делает мультики, но так же и непрофильные люди вроде повара и уборщицы. Зачем? Подумайте, и напишите ваши варианты в комментариях ;-).
Компания по обработке финансовой документации SEI Investments — самая настоящая «спагетти-компания». Их объявление о вакансии похоже на параметры поиска на job.ru, которые я иногда использую: «Название должности: не имеет значения. Название команды: любое». А потом они добавляют: «Вы не познакомитесь со своим будущим руководителем». Это управляемый хаос. Полностью проектная организация с потрясающим динамизмом.
От подхода к бизнесу других компаний, уверяю, тоже глаза лезут на лоб.
Книга написана легко и читается быстро, но в ней столько фактов, имен и названий, что в голове уже немного все перепуталось. Надо будет через некоторое время перечитать :).
«Маверики в деле» будут отличным практическим руководством-справочником к книге Гэри Хэмела «Во главе революции». Фактически, все описанные компании подтверждают то, что Хэмел рассказывает о бизнес-инновациях. Бизнес, действительно, можно вести не как обычно (и это имеет смысл). Хватит уже делать его скучным!
Достоинства: живые примеры успеха использования антистратегий; хорошо написано — легко читается.
Недостатки: не обнаружено.
Уильям Тейлор и Поли Лабарр «Маверики в деле. Почему в бизнесе побеждают наиболее оригинальные умы», 2008, BestBusinessBooks, ISBN 978-5-91171-010-1.
William C. Taylor, Polly G. Labarre “Mavericks at Work: Why the Most Original Minds in Business Win”, 2006, HarperCollins Publishers, ISBN 978-0007244089.
P.S. Большое спасибо издательству “BestBusinessBooks” и лично Маргарите Адаевой-Датской за предоставленную книгу!.
P.P.S. Книга появилась на Озоне.